Москва, ул. Большая Серпуховская,
12
(095) 237-09-47
(095) 959-46-48
Как следует из названия, основной особенностью института (его
"ноу-хау") является формирование программ обучения
таким образом, чтобы органично соединить подготовку специалистов
различных направлений с изучением гуманитарных и экологических дисциплин.
Что это дает студентам и выпускникам? Прежде всего более интересные
и насыщенные занятия. Взаимосвязь изучаемых наук становится более
понятной и очевидной, а значит, они таким образом лучше воспринимаются
и полнее усваиваются.
Каждый человек, стремящийся получить образование, чтобы с его помощью
проложить свой жизненный путь, сделать успешную карьеру и занять
достойное место в обществе, рано или поздно сталкивается с тем обстоятельством,
что в 21 веке любой вид человеческой деятельности оказывается
неизбежно связанным с решением целого ряда экологических вопросов
и проблем. Причем круг их постоянно расширяется.
Истощение запасов полезных ископаемых, критическое загрязнение
воды, воздуха, почвы и информационной среды, повреждения озонового
слоя, глобальное потепление, исчезновение множества видов животного
и растительного мира, - все то, что явилось следствием деятельности
человека - привело к небывалому в истории экологическому кризису,
который уже в этом столетии может перерасти в глобальную экологическую
катастрофу и привести к прекращению человеческой цивилизации на
Земле.
Надежда человечества на то, что технический прогресс решит эту
проблему, оказалась несостоятельной. Энерго- и ресурсно- затратный
способ производства, сложившийся к настоящему времени, породил порочный
круг - истощение природных ресурсов и отравление окружающей среды
происходят быстрее, чем рост производства.
Есть только один способ предотвратить эту катастрофу - предпринять
все усилия для выхода цивилизации на путь "устойчивого развития"
(Sustainable development). Основные принципы УР были впервые сформулированы
в 1992 году в Рио де Жанейро на конференции ООН глав государств
почти всех стран мира в итоговом документе, получившем название
"Повестка Дня на ХХI век" (Agenda 21). Этот документ
явился итогом многолетней работы тысяч ученых, общественных и государственных
деятелей, дипломатов, специалистов разных стран, объединенных пониманием
грозящей опасности и стремлением ее предотвратить.
В числе кардинальных мер, способных привести к переходу на путь
устойчивого развития названы экологическое образование и просвещение,
экологическая ориентация всех сфер человеческой деятельности, сокращение
выбросов, применение энерго- и ресурсосберегающих технологий, изменение
структуры потребления, сохранение и восстановление природных комплексов.
Разумеется, это требует огромных и систематических усилий как в
глобальном масштабе, так и в отдельно взятом регионе или производстве.
И здесь следует особо отметить, что в обозримой перспективе эта
тенденция будет только ужесточаться.
16 февраля 2005 года вступил в силу Киотский протокол об ограничении
выбросов парниковых газов в атмосферу.
В этих условиях с каждым годом меняется характер требований,
предъявляемых к специалисту любого профиля. Станет ли сегодняшний
студент завтра банкиром или предпринимателем, чиновником или строителем,
преподавателем или дизайнером, он должен обладать знаниями в области
экологии, экологического менеджмента, экологического законодательства.
Сегодня наличие экологической подготовки является одним из основных
признаков профессионализма. Ведь именно эти знания необходимы
для большей надежности при формировании бизнес-планов, составлении
деловых прогнозов, принятии ответственных решений, и, что очень
важно, для повышения доверия партнеров, клиентов и потребителей,
а, следовательно, и повышения конкурентоспособности предлагаемых
товаров и услуг. И именно такие специалисты будут востребованы.
Создание Гуманитарно-экологического института явилось закономерным
ответом на этот вызов времени. Двенадцатилетний опыт работы
убедительно показал, что гуманитарно-экологическая система обучения,
ориентированная на личность, позволяет не только скомпенсировать
недостатки школьного образования, но и является более эффективной,
чем традиционная.
В Гуманитарно-экологическом институте впервые в образовательной
практике разработана и применяется не имеющая аналогов расширенная
гуманитарная и экологическая подготовка, которая воспитывает
экологическую культуру, помогает студентам развить в себе такие
высоко ценимые качества, как ответственность, коммуникабельность,
доброжелательность, личное обаяние, а в целом способствует формированию
экологического мировоззрения, по праву называемого ноосферным.
Все студенты обязательно изучают помимо предметов по избранной
специальности целый ряд экологических дисциплин. А на практических
занятиях, которые проходят в России и за рубежом, открывают для
себя множество экологических аспектов в своей будущей профессии,
учатся совершенно новому в истории человеческой цивилизации умению
прогнозировать экологические последствия собственной деятельности.
Особая атмосфера, царящая в институте, "гуманитарно-экологический
дух", способствуют здоровым межличностным отношениям, дружеской
взаимопомощи, умению работать "в команде", а экологические
практики, которые проходят порою в полевых условиях, закаляют характер.
И. если читая эти строки, Вы хотя бы на миг задумались о той проблеме,
которая тревожит лучшие умы современности, если так же, как и наши
студенты, задаете себе вопрос: "Если не мы - то кто?",
если хотите свои молодые силы, энергию, талант направить на то,
чтобы этот прекрасный мир продолжал оставаться прекрасным, чтобы
наши дети и внуки, и далекие потомки могли так же радоваться свежей
зеленой траве, чистым прозрачным рекам и бесконечному многообразию
природы, то будьте с нами!